12 августа 2014

Почему я не следую умным советам

Вначале я хотела опубликовать это как комментарий, но получилось уж слишком много букв, так что выложу в виде отдельной статьи. Это распорядок моего обычного дня. Смысл, для чего набрала, - в конце.

12 июня я написала, что начала читать книгу Tony Buzan-а "The Mind Map Book". Сегодня, 12 августа, я её закончила. Таким образом её проработка заняла у меня 32 дня. В книге 301 страница (официально 320), но плотность текста низкая: много фотографий, крупный шрифт, большие отступы между абзацами. Занималась ежедневно, без единого выходного, с 6 утра до примерно 12. Т.е. встаю в 6 утра, два стакана холодной воды, таблетка, и сажусь за книгу. Несколько небольших перерывов, во время которых расчёсываю волосы, заправляю кровать, два стакана разбавленного настоя чайного гриба, завариваю чай ч/з день. И один крупный перерыв, чтобы принять холодный душ. Каждую главу перечитывала дважды, не считая коротких обзоров и работы над конспектами. Быстрее не могу, иначе ничего в голове не останется. Эта книга "лёгкая", я проработала её быстро. Для сравнения: прочтение ПОЛОВИНЫ ПЕРВОГО ТОМА Фельмановских лекций по примерно такой же схеме заняло у меня несколько месяцев ежедневных занятий.

После этого просматриваю тексты английских подкастов, которые прослушала накануне. Затем завтрак. Чтобы его приготовить, поесть, помыть посуду и почистить зубы, у меня уходит два часа. Всё это время из динамиков звучат английские подкасты. Затем занимаюсь теми делами, которыми должна заниматься. У меня за полгода накопился длинный список, помаленьку вычёркивая, но периодически что-то приходится и дописывать. Затем беру плеер с ридером (или книгой) и выхожу на прогулку. Гуляю и одновременно улучшаю английский. Обожаю, если удаётся выйти в парк на несколько часов, там у меня свои тропинки, но часто прогулка ограничивается двумя кругами внутри квартала.

Обычно домой возвращаюсь тогда, когда из-за темноты читать уже невозможно. Символический ужин из пары яблок, чтобы таблетки не на пустой желудок, и чищу зубы. (Но если задерживаюсь дома до 18 часов, то ужин и прогулку меняю местами.) Затем разбираю почту (не каждый день), что-то там доделываю, что не успела, иногда смотрю тексты только что прослушанных подкастов, чтобы разгрузить завтрашнее утро. В 12 ночи мой мозг отрубается.

Так повторяется каждый день, распорядок железный, выходные ничем не отличаются от будней. За последний месяц я отдыхала очень много, дважды. 19 июля провела полдня на пикнике, наконец-то после назнамо скольких месяцев увидела подруг. А позавчера, 10 августа, для закрытия одного дела забежала на старую работку и задержалась там на пару часов потрепать язычком, а заодно впервые в жизни поела настоящей пиццы. :-) Не моя это еда, но изредка можно и побаловаться. :-) А до этого, в течении полугода, с новогодних праздников, у меня не было ни одного часа целенаправленного отдыха, совсем, буквально, только учёба. Ну и домашняя работа, конечно, как же без неё. :-/

А теперь смысл, для чего я всё это написала. Мне иногда советуют, что нужно прочитать несколько таких-то книг, посмотреть такие-то курсы, поделать такие-то упражнения по столько-то раз в день. И в этом блог, и не только. Мой вопрос: А КУДА МНЕ ЭТО ВПИХНУТЬ? Чтобы прочитать и понять книгу, мне нужно не менее месяца, во время которого я не должна буду читать то, что выбрала сама, ориентируясь на соответствие содержания книги моим интересам, а также по отзывам. А после этого пойдя на большие расходы, чтобы купить и доставить эти книги из Америки. Объясните, почему я должна выбросить в сторону Tony Buzan-а и Ричарда Фейнмана и слушать курс какого-то Васи Пупкина лишь только потому, что его мне рекомендовал некий Петя Пупкин, настоящее имя которого я иногда даже не знаю? Или, быть может, кто-то порекомендует мне прекратить изучать английский язык после всего того, что я в него вложила? Фигушки!

У меня дома уже несколько лет лежит подборка книг по мнемонике, некоторые из которых я отыскала с огромным трудом. Искренне хотела их все прочитать, но всегда находилось что-то более безотлагательное. И поскольку я приняла принципиальное решение читать только  по-английски, то ясно, что данные книги я не прочитаю НИКОГДА. Пожалуй, продам их через Интернет-аукцион, чтобы достать денежки на большой внешний монитор (сейчас ючусь на 13,3"!). Глупо с этими книгами так получается, обидно, но ошибки нужно признавать и "отпускать", а не упорствовать в них!



P.S.
Полагаю, что следующей моей книгой будет "Maran Illustrated Windows 7 Guided Tour" (by Ruth Maran) + "таблицы" от Quickstudy, поскольку я никак не могу до конца привыкнуть к Windows 7 и пользуюсь только самым базовым её потенциалом. С таким же успехом у меня Windows 95 могла стоять! А заодно отличная возможность опробовать на практике кое-какие приёмы проработки информации, которые я подчерпнула из только что прочитанной книги. Но я ещё не решила. Только сегодня получила из Америки посылку, но проблема в том, будете смеяться, что я не могу её цивилизованно вскрыть. Чтобы разместить новые книги, мне нужно избавиться от некоторого количества старых вещей. Я эту проблему сейчас решаю, так что в квартире в данный момент стоит полный бардак, ступить некуда! :-)

9 комментариев:

  1. Продолжаешь упорствовать. Из всех авторов курсов мнемотехники только методика Ягодкина реально полезна для английского языка. Почему? Да потому, что только у него запомнил слово это значит воспроизводишь его быстрее чем за секунду, т.е. слово можно свободно использовать в разговоре. Я проверил его методику - реально можно за 4 часа выучить 400 слов (больше нет времени), т.е. воспроизводить их за секунду. И учить постольку хоть каждый день. Вообще, Ягодкин декларирует, что можно запоминать до 2000 слов в день или до 500 иероглифов в день. Сейчас у него люди пройдя курс запоминают 500-1000 слов день, но прокачав все этапы можно сделать больше.

    Как ты читаешь английскую бумажную книгу? Наткнулась на незнакомое слово и сразу в словарь? Ягодкин предлагает другое решение. Вычеркиваются светлым маркером на странице за 20 секунд все незнакомые слова (так быстрей, чем подчеркивать), затем идешь картонкой по строкам и пишешь вычеркнутое слово на карточку, а на другой стороне перевод и одновременно с помощью мнемоники запоминается. И так по всем подчеркнутым словам. Мнемоника в его методе выступает только как каркас-подсказка и используется только при первом повторе. При мнемоническом кодировании слова используются не созвучные русские слова, а английские. Эти кодирующие слова подбираются по корням английских слов или даже сочетанием 2-х букв. Тем самым получается точное произношения. Эти слова служат кирпичами для всех остальных слов и они набираются при выучивании первых 500 слов, которые кодируются по старинке русскими созвучными словами. Если слово длинное, оно разбивается на два-три. Затем карточки по 10 штук по методу Ягодкина 3 раза прогоняются туда и обратно. Сначала с русского на английский - смотришь русское слово и вспоминаешь английское слово, затем мешаешь карточки и воспроизводишь наоборот с английского на русский и так всего три цикла. На третий цикл мнемоническая картинка уже не нужна - слова вспоминаются быстрее, чем картинка. Если слово при прогоне не вспомнилось в течении 2 секунд карточку суют в середину, если вспомнилось в конец. Таким образом плохо запомненные карточки повторяются чаще. Этот метод называется воронка. Время прогона все время уменьшают - 2 секунды это только ориентир. Критерий подбора времени такой, чтобы примерно 50% карточек вспомнилось при проходе.
    После того, как таким образом слова освоены спокойно читаешь свою страницу. За счет разделения задач сильно экономится время. Ягодкин называет это изоляцией - 100% времени на каждом этапе только одной задаче. Первый этап подчеркивание, 2-й перевод и запоминание, 3-й повтор, 4-й чтение.
    Реально, если работать с электронным словарем, то можно намертво запоминать 5 карточек в минуту. Если работать с электронными текстами, то с помощью таких программ как Lingoes, которые переводят с помощью наведения мышки, можно запоминать и больше слов в минуту. Если же ты работаешь с запоминанием по тематическому словарю, где все уже готово и слово и транскрипция и перевод, то можно до 12 слов в минуту запоминать. Время ограничивается написанием слова на карточке и переводом. Транскрипция слова не пишется, только отдельный звук под нужным английским слогом, и только в случае если есть сомнения с произношением.

    Думаю при таком подходе, ты эту несложную книгу прочитала бы дней за 5. Но вольному воля. У каждого свой ад.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. > Продолжаешь упорствовать.

      Констатирую факт. Но если хочешь, можешь называть это и так. Я рада, что во мне стала проявляться данная черта, устала быть "бесхребетной". Если уж отвечать за ошибки, то предпочитаю отвечать за свои!

      И в плане упорства мне до тебя далеко. :-)



      > Сейчас у него люди пройдя курс запоминают 500-1000 слов день.

      Очередь опоясывает МКАД? :)



      > Вычеркиваются светлым маркером на странице за 20 секунд все незнакомые слова

      И после этого книга становится испорченной в плане смысловой нагрузки. :-/ Остаётся только сдать в макулатуру.



      > Как ты читаешь английскую бумажную книгу? Наткнулась на незнакомое слово и сразу в словарь?

      Смеёшься? :) Можно подумать, что я из деревни только в прошлом году выбралась. :) Во время первого прочтения я выписываю на альбомный лист незнакомые слова. Не все, а только те, которые по каким-то там причинам приковали моё внимание. Обычно в составе встретившегося сочетания или даже обрывка предложения. Затем, уже после прочтения всей главы, смотрю их значение по словарю. Русский перевод не пишу, запоминаю так. Часто рисую со словом небольшую пиктограмму, если в памяти возникает какой-то вещественный образ. Идеально, когда пиктограмма вписывается в само слово. На что-нибудь отвлекаюсь, минут через 10 повторяю. На следующий день перед вторым прочтением главы повторяю ещё раз. Если значение не вспомнилось, то пропускаю: значит, сейчас мне это и не нужно.



      > Думаю при таком подходе, ты эту несложную книгу прочитала бы дней за 5.

      И ничего бы не поняла. :-) Проблема не в английском языке, а в уяснении общего смысла. Я и по-русски каждую главу должна дважды прочитывать.

      Удалить
    2. Из приведённого тобою описания методики Ягодкина видно, что она работать не будет. Слишком много внимания уделяется отдельным словам, слишком много русского языка, что не позволяет от него оторваться, и всё слишком сложно! В очередной раз убеждаюсь, что ничего эффективнее матричного метода ещё не придумали. Два года по нескольку часов каждый день. (А в моём случае ещё дольше.) Но после этого есть результат! В отличии от "чуда-техник", позволяющих ежедневно запоминать слова сотнями, однако после двух лет почему-то "воз и ныне там".

      Удалить
  2. >Очередь опоясывает МКАД? :)

    А ты посмотри на Африку, кто и как там живет. Люди там живут дольше всего, а вот уровень жизни и образования самый низкий в мире. Люди вообще не склонны к самосовершенствованию. Им бы поесть, поспать, получить удовольствие и размножится. А если сравнивать количественно, то Ягодкин тут всем остальным мнемонистам фору даст. У других мнемотехнику можно применять разве что для фокусов. Для постоянной работы их методы не годятся. Я самые известные из них перепробовал.

    >И после этого книга становится испорченной в плане смысловой нагрузки. :-/ Остаётся только сдать в макулатуру.

    Это в СССР было престижно книги коллекционировать. Купил в добротной обложке и не открывая поставил на полку. Пусть стоит. Теперь времена другие, бумагу заменили электронные книги. Если ты уже прочитала книгу, тогда зачем она тебе? Я, к примеру, книги перевожу в карты памяти и с бумажными книгами дело имею редко. Даже, если она у меня есть, я предпочитаю читать ее в электронном виде. Надо мне вспомнить, открываю карту памяти и смотрю, а в книгу уже не лезу. Исключение только справочники, но у них другое предназначение. Это гораздо быстрей, чем рыться в книге. Ягодкин берет все работающее из известных методов, добавляет свое, а остальное выкидывает. Тоже он сделал с картами памяти.

    >Во время первого прочтения я выписываю на альбомный лист незнакомые слова. Не все, а только те, которые по каким-то там причинам приковали моё внимание. Обычно в составе встретившегося сочетания или даже обрывка предложения. Затем, уже после прочтения всей главы, смотрю их значение по словарю. Русский перевод не пишу, запоминаю так. Часто рисую со словом небольшую пиктограмму, если в памяти возникает какой-то вещественный образ. Идеально, когда пиктограмма вписывается в само слово. На что-нибудь отвлекаюсь, минут через 10 повторяю. На следующий день перед вторым прочтением главы повторяю ещё раз. Если значение не вспомнилось, то пропускаю: значит, сейчас мне это и не нужно.

    Значит первый раз читаешь не с полным пониманием и медленно. Опять же новые слова запоминаешь неэффективно и пользоваться ими в разговоре не сможешь. Да и таким способом вряд ли можно запомнить больше 40 слов в день. Значит, когда в следующий раз попадется выученное слово, то не факт, что оно вспомнится. Значит опять потеря времени. А потом второе чтение с уже выученными словами это опять же потеря времени. Не бережешь ты свое время!

    >Думаю при таком подходе, ты эту несложную книгу прочитала бы дней за 5.

    А ты никогда не задумывалась что такое смысл? Смысл это связи между понятиями. Чтобы быстро освоить смысл не нужно 2 раза читать текст, надо просто нарисовать эти связи в виде карты памяти. Как раз Ягодкин в своем курсе учит как за день перенести в карту памяти любой учебник. При этом как раз и происходит понимание. Вот ты же не будешь в уме складывать четырехзначные числа, а воспользуешься костылем бумагой с ручкой или калькулятором. А вот читая по два раза книгу, ты как раз пытаешься складывать в уме четырехзначные числа. Много ли ты помнишь из школьной программе по химии, биологии, истории? Вряд ли. Все испарилось как с белых яблонь дым. Мозг не предназначен для хранения в текстовом виде знаний. Он может понимать и хранить только связи. Но нам в школе дают изучать тексты. А в результате в голове пусто. Оправдывают это тем, что главное научится учится, но и этим плохо. В этом году МИНОБРАЗ опять снизил до плинтуса минимальный баллы по ЕГЭ, чтобы не лишать неучей аттестатов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >Из приведённого тобою описания методики Ягодкина видно, что она работать не будет. Слишком много внимания уделяется отдельным словам, слишком много русского языка, что не позволяет от него оторваться, и всё слишком сложно!

      Где же много, если на одно слово вместе со всеми повторениями уходит секунд 30? И слово помнится и употребляется на том же уровне, как ты помнишь русские слова. Я это проверил на себе. Секрет Ягодкина в том, что он вводит слово гораздо эффективней, чем это делаем мы, когда нам попадается новое слово даже на родноя языке. К примеру, я слово, прокрастинация, запомнил только тогда, когда воспользовался мнемотехникой, а так оно все время вылетало из моего активного словаря. И ты не поняла, русского языка как раз в методике Ягодкина нет. Он призывает набирать кирпичики сразу из английского языка. Их нужно немного порядка 100 и только они кодируются с помощью русского языка. Весь остальной корпус языка строится уже из только из них. Я точно также запомнил слово прокрастинация - разбил его на 3 части и связал в картинку. Этот метод самый эффективный из всех, что мне встречались.

      >В очередной раз убеждаюсь, что ничего эффективнее матричного метода ещё не придумали. Два года по нескольку часов каждый день. (А в моём случае ещё дольше.) Но после этого есть результат! В отличии от "чуда-техник", позволяющих ежедневно запоминать слова сотнями, однако после двух лет почему-то "воз и ныне там"

      Есть на том же форуме www.efl.ru парень, который с помощью этого метода языки учит со страшной силой. Сейчас он учит финский и еще какой-то не самый распространенный язык. По его наводке я купил тематический словарь. Традиционалисты утверждают, чтобы овладеть языком нужно лет 5. Ягодкин дает гарантию, что если по его методу человек за 6 месяцев не подготовится, чтобы сдать международный экзамен по языку типа TOEFL с нуля до Intermediate, то Ягодкин возвращает деньги. Это он говорит публично. Принеси ему официальные результаты проваленного Intermediate и деньги твои. Ни один российский центр изучения языков хоть традиционными методами, хоть мнемоническими таких гарантий не дает. При том в реальности этот курс можно пройти и за 3 месяца, если заниматься каждый день часа по три. Ты занимаешься уже больше года как маньяк, а сможешь ты пройти этот тест? Мне метод Замятина сразу показался по реальной эффективности как "два солдаты из штрафбата заменяют экскаватор".

      Удалить
    2. Мне неловко за то, что отвечаю с такой огромной задержкой. Незнамо сколько времени не могла разобрать текущую почту. Если откровенно, то полностью на неё наплевала - в первую очередь стараюсь довести до конца свои более-менее серьёзные, очерченные проекты. Главное - вперёд, стараюсь уподобиться ледоколу, идущему среди айсбергов. Но лучше ответить поздно, чем никогда. :-)


      > А ты посмотри на Африку, кто и как там живет. Люди там живут дольше всего.

      O_o!!! Что за ерунда?!!! Я сейчас постоянно читаю скрипты английских обучающих подкастов "Spotlight". В каждом втором подкасте рассказывается про то, как люди в Африке страдают от различных болезней, от нехватки качественной еды и питья, как часто там дети в раннем возрасте остаются без родителей. Какая там может быть продолжительность жизни!!!


      > Если ты уже прочитала книгу, тогда зачем она тебе?

      Если я с полной отдачей проработала книгу, то она вся в пометках и закладках. Как такое можно выкинуть! Ментальные карты активно использую, но одно другому не мешает. А в электронных книгах нельзя делать пометки, да и тактильных ощущений нет, и визуально не то.


      > Значит первый раз читаешь не с полным пониманием и медленно

      То, что не с полным пониманием - да. То, что медленно - это относительно. При первом прочтении ничего не конспектирую, непонятные места проскакиваю, цель именно ознакомиться.



      > Да и таким способом вряд ли можно запомнить больше 40 слов в день.

      40 слов в день?!! Ты утверждаешь, что можно выучить иностранный язык с нуля за полтора-два месяца?!!!



      > Чтобы быстро освоить смысл не нужно 2 раза читать текст, надо просто нарисовать эти связи в виде карты памяти.

      При первом чтении я не вникаю в детали, во время второго вникаю. Этого уже достаточно.



      > Где же много [русского языка], если на одно слово вместе со всеми повторениями уходит секунд 30?

      Вот эта твоя фраза: "затем идешь картонкой по строкам и пишешь вычеркнутое слово на карточку, а на другой стороне перевод". Постоянно идёт возвращение к русскому языку, а должна быть ассоциация с образом!



      > Ягодкин дает гарантию, что если по его методу человек за 6 месяцев не подготовится, чтобы сдать международный экзамен по языку типа TOEFL с нуля до Intermediate, то Ягодкин возвращает деньги.

      Если человек в течении 6 месяцев всё будет делать по методике. Но на это у обычного человека не хватит психических сил и выносливости. Получается - "сам виноват", и человек даже сам в это верит. Это во первых. Во-вторых, сдать тест - не значит овладеть языком. Я уже спокойно могу читать английскую литаратуру и многое понимаю на слух, но кое-какие только что мною сделанные из любопытства упражнения показали, что на экзамен по английскому мне лучше не соваться! На Intermediate я явно не тяну! Но тем не менее, своим прогрессом я довольна и ничего менять не собираюсь. До конца года я заговорю!

      Удалить
  3. Уважаемая Синевласка!
    Я ввёл свой комментарий в разделе "Стенография", но понял, что в тот дневник Вы не заходите более года.
    Желал бы получить ответ, если это не очень сложно.
    Надеюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. мурр...!
      Я получаю сообщения на электронную почту о появлении в моём дневнике новых комментариев вне зависимости от того, в какой именно теме те оставлены. Однако вопрос в том, когда я удосужусь проверить почту. :-)

      Удалить
  4. Правильно. Лучше иметь цель и идти к ней маленькими шажками, чем нестить во весь опор не имея её)

    ОтветитьУдалить