15 марта 2015

Об устном счёте и соробане

Некоторое время назад мне под руку попалась книга "Система быстрого счёта по Трахтенбергу". Речь идёт об Якове Трахтенберге, профессоре и руководителе Цюрихского математического института. К известному своей скандальностью российскому шоумену Роману Трахтенбергу всё это не имеет никакого отношения.

После пролистывания книга меня заинтересовала, я решила изучить систему и создать по ней большой подробный пост. Но вскоре мне потребовалось сосредоточиться на другом, проектик не получился. Могу разве что извлечь из памяти основные моменты и написать поверхностный обзор.

Я успела тщательно проработать лишь набор методов по умножению чисел на множители от 2 до 12. Подошла я к своему исследованию серьёзно. Специально написала на Паскале программу, генерирующую примеры по нужным параметрам, проверяющую правильность ответов, подсчитывающую количество ошибок и затраченного времени. Тщательно разобрав теорию системы Трахтенберга и основательно напрактиковшись, я принялась за тестирование эффективности. К сожалению, файл с записью результатов где-то затерялся, могу поднять из памяти лишь общий вывод:

При умножении чисел на множители от 2 до 12 система Трахтенберга может дать преимущество над традиционной системой в точности и в скорости операций лишь в некоторых частных случаях. Если же генерировать примеры совсем случайным образом, то традиционная система эффективнее.


Так что не стоит удивлятья, что получив такой результат, я перестала гореть желанием разбирать систему Трахтенберга дальше. Не могу сказать, что эту систему совсем не стоит изучать, она хорошо подходит для факультативных занятий по математике для учеников младших и старших классов и может дать им некоторое преимущество над сверстниками, не знающими её. Но для взрослой жизни выгоды системы выглядят блекло по сравнению с усилиями, необходимыми для её изучения.



Параллельно я также проверила на практике, будут ли математические примеры более эффективно решаться в тишине или под классическую музыку (которую рекомендовал в своём курсе Полонейчик). Результат:

И в тишине, и под классическую музыку (отобранную Полонейчиком) примеры решаются примерно с одинаковой эффективностью. Но здесь я должна непременно добавить, что этот вывод относится только ко мне - как известно, одна и та же музыка на разных людей может оказывать разное влияние.


======
Через некоторое время я решила научиться считать на соробане (японские счёты). Поясню, что я ещё в детстве случайно увидела по телевизону небольшой ролик, насколько эффективным может быть данный инструмент, и это произвело на меня сильное впечатление.

Купить соробан в России почти невозможно. Я заказала два различных девайса из Японии. Также я в бумажном или электронном виде достала все учебники, которые написаны о соробане на анлийском языке, большинство материала прочитала. Из теории я узнала, что соробан может дать заметное преимущество над калькулятором лишь при операциях сложения и вычитания. С умножением, делением и прочим всё значительно сложнее. Так что я решила в умножение и деление лезть не торопиться, а целиком состредоточиться на отработке сложения и вычитания.

В результате где-то месяца за 3 почти ежедневных занятий на соробане я смогла более-менее сносно выполнять эти две основные матоперации, однако скорость и правильность были таковыми, что ни в какое сравнение с калькулятором это не шло. И кроме того я хорошо осознала, что дальнейший прогресс будет крайне медленным.

В дополнении укажу ещё один недостаток соробана. Заключается он в самом факте того, что соробан является физическим девайсом, имеющим размеры. И значительно большие, чем калькулятор. У меня маленький рабочий стол, рядом нет никаких шкафов и ящиков, мне некуда положить соробан, чтобы он не мешался. Да, есть такая вещь, как ментальный соробан (anzan), но с его помощью можно оперировать лишь небольшими цифрами.

Вывод. Соробан - это хорошая штука, но чтобы получить от него практическую отдачу, нужно тренироваться очень, очень много. Мне бы крайне хотелось, чтобы у меня в школе были факультативные занятия по этому девайсу, ходила бы с удовольствием. Отдавать или продавать свои соробаны я не хочу, как-то привязалась к ним, однако и продолжать тренировки считаю слишком расточительной тратой времени, нужно как-то прорываться в институт и к современным исследованиям.


======
Уверена, что у тех, кто прочитал эту статью, возник вопрос, а зачем я вообще в такие вещи лезу. Отвечу. Я от рождения имею самый что ни на есть посредственный среднестатистический интеллект, который недостаточен для поступления и учёбы в ВУЗе (среднестатистический не по меркам института, а вообще, или, чтобы выразиться более наглядно и учесть моё воспитание, по меркам деревни). Поэтому я ищу пути развития своего мозга. Знаю, что есть огромное количество специальных интеллектуальных упражнений и даже специализированных сайтов с ними. Однако минусом любых упражнений является то, что они быстро приедаются. А поскольку силы и время на них нужно расходовать целенаправленно, отрывая их от других вещей, то всё это дело вскоре сходит на нет. Проверено мною многократно. Выход из этой ситуации - встроить интеллект-развивающие вещи в повседневную жизнь. Методы устного счёта, как мне представилось, подходят для этого прекрасно. Вот только их практическая реализация, как видите, оказалась кривой. Нельзя сказать, что я в этом деле полностью разочарована, но уж слишком мало времени у меня осталось, поэтому его цена очень высока.

4 комментария:

  1. Вечный студент28 марта 2015 г. в 11:43

    По быстрому счёту, тем кто думает изображениями и фракталами, неплохая книжка была:
    Считайте в уме как компьютер : Хэндли Билл
    А тем кто думает таблицами она не пойдёт...
    Ну и классика от биолога: 1001 задача для умственного счета в школе. С.А. Рачинский

    ОтветитьУдалить
  2. Мое мнение, данный способ счета предназначен для детей раннего возраста. Помогает им в дальнейшем воспринимать и пользоваться полученной информацией на порядок выше прежнего уровня. Взрослым сложно в разы так как физиологически это уже не возможно. Рекомендованный возраст с 4 до 12 лет не спроста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я охладела к соробану после прочтения книги "Surely You're Joking, Mr. Feynman!" Там в одной из глав есть рассказ, как Фейнман схлестнулся в интеллектуальном поединке с одним японцем, мастерски владеющим данным девайсом. На простых операциях превосходство соробана над интеллектом будущего нобелевского лауреата было неоспоримо, но когда дело дошло до вычисления корней, то Фейнман начал издеваться над оппонентом. После этого соперничества японец подошёл к Фейнману и попросил научить так же считать, и Фейнман честно попытался. Но оказалось, что вся математика мастера соробана была построена на рефлексах пальцев, а ЦИФРЫ ОН НЕ ПОНИМАЕТ СОВЕРШЕННО, даже не способен в уме вычислить кубический корень из 27, не говоря уже о каких-то приближениях.

      Это не означает, что соробан плох, но нужно понимать его особенности и сферы применения. Соробан хорош для школьников начальных и средних классов, но студентам и далее проку от него в современном мире будет не очень-то много. При том, что так просто им не овладеешь. Круто было бы, если бы я познакомилась с соробаном в начальном классе. :-) А сейчас тренироваться мне в нём не рационально.

      Удалить
  3. спасибо Вам за обзор. скачала книги по соробану. Дочке сейчас 8 лет и с математикой у нее проблемы((. От соробана хочу не столько счет, сколько время реакции.

    ОтветитьУдалить